Книжные магазины просят ФАС ограничить демпинг маркетплейсов

Игорь Бахарев
Ассоциация книгораспространителей, в которую входят "Альпина", "Буквоед", "Московский дом книги" и другие крупные сети, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на демпинг со стороны маркетплейсов. Речь идет о занижении цен на книги на таких площадках, как Ozon, Wildberries и "Яндекс Маркет".
По данным ассоциации, с 2019 по 2024 год доля продаж через традиционные книжные магазины упала на 29,2% и сейчас составляет лишь 38% рынка. В то же время онлайн-площадки увеличили свою долю на 31,6%, достигнув 54,5% от общего объема продаж книг.
Разница в цене между розничными магазинами и маркетплейсами в среднем составляет 30%, а во время акций может доходить до 50–70%. В ассоциации считают, что такая политика ведет к вытеснению книжных магазинов с рынка. Только за 2024 год в России закрылось 220 книжных точек, а темпы их исчезновения выросли в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Если ситуация не изменится, массовые закрытия продолжатся в 2025–2026 годах.
В ФАС подтвердили получение обращения. В ассоциации просят ведомство обязать маркетплейсы соблюдать антимонопольное законодательство и запретить им произвольно снижать цены на книги.
Книжная индустрия онлайн сегодня активно развивается, так онлайн-оборот составил в 2024 году почти 15 млрд рублей, что на 22% больше, чем в предыдущем году, напоминают эксперты АКИТ. В силу специфики интернет-торговли возможности цифровой полки бесконечны. Купить книгу можно, не выходя из дома/офиса/гостей/ресторана, доставят ее практически в любую точку нашей страны, сам выбор более оперативен и информативен — есть возможность сформировать различные фильтры в поиске, ознакомиться не только с отзывами, но и с иллюстрациями.
"У интернет-магазинов иначе функционирует бизнес: торговый оборот обеспечивается онлайн-предложением, сам интернет-канал как сущность стремится к тому, чтобы максимально упростить путь от производителя до конечного покупателя, исключая цепочку посредников.Еще один безусловный тренд: многие современные взрослые читатели перешли на электронные и аудио-версии книг, что конечно не могло не сказаться на объемах реализованной печатной продукции. Интернет-торговля изменила не только наш рынок, но и мировой. Изменения будут продолжаться. Цифровая трансформация, к которой были не готовы разные отрасли — стала для них определенным потрясением, но перестройка бизнес-процессов неизбежна", - заявляют в ассоциации.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте